Главная » 2010 » Март » 24 » Все дороги в Центральную Азию идут через Ташкент
16:58
Все дороги в Центральную Азию идут через Ташкент
Почему Узбекистан занимает доминирующее положение в регионе?

Все дороги в Центральную Азию идут через Ташкент

Почему Узбекистан занимает доминирующее положение в регионе?

Чтобы понять экономику страны, вовсе не обязательно двигаться по классической схеме: ресурсы производства (природные, материальные, то есть "рукотворные", созданные человеком, трудовые, финансовые), факторы производства (земля, капитал, труд), потому что формальный подход далеко не всегда может дать достоверную картину специфических особенностей реального функционирования всей социально-экономической системы государства. Например, дело не в том, что экономика Узбекистана дает стабильный рост не менее 8-9 процентов в год, вопрос все-таки в другом: почему это происходит? Статистические данные сами по себе мало что проясняют: да, население страны – более 26 миллионов человек, территория – 447,4 тысячи квадратных километров, имеются богатые запасы золота, урана, природного газа. Природно-климатические условия позволяют выращивать за сезон по два-три урожая овощей, фруктов, бахчевых культур, основная культура земледелия – хлопок, приносящий Узбекистану в год около 1 миллиарда долларов дохода, в аграрном секторе занято свыше 60 процентов трудоспособного населения.

Как считают эксперты Международного Института Стратегических Исследований "Vector", чтобы понять контент - содержательную суть экономики страны, надо понять принципиальные механизмы и способы ее функционирования. "Все дороги ведут в Рим". Эта фраза по крайней мере 20 веков назад (как, впрочем, и теперь) все объясняла. Поэтому если сказать, что все дороги в Центральной Азии ведут через Ташкент, - то многое становится понятным. Узбекистан в ЦА сконцентрировал на своей территории все (абсолютно все!) транзитные коридоры. Это коммуникации, это линии электропередачи, автомобильные, воздушные и железные дороги, это система ирригационных каналов региона, магистральные газопроводы… Например, электроэнергия, вырабатываемая на юге Киргизии (Нарынский каскад ГЭС), чтобы достичь севера Киргизии, транзитом проходит через Узбекистан. Поливная вода – одна из важнейших ценностей региона, чтобы из Токтогульского водохранилища (объем 19 миллиардов куб.м.) в Киргизии попасть на поля юга Казахстана, должна пройти через территорию Узбекистана. И в каждый ирригационный сезон, в каждый период вегетации сельхозкультур Киргизия экспортирует вместе с электроэнергией в Узбекистан и Казахстан до 2,5-2,7 миллиарда куб.м. живительной влаги. Даже, чтобы проехать по железной дороге с севера Киргизии на юг, надо пересекать территорию соседнего Узбекистана. И практически все государства региона – Туркмения, Таджикистан, Киргизия, Казахстан – в плане транзита зависят от благорасположения властей Узбекистана. В данном случае эта страна имеет неоспоримые преимущества перед своими соседями, и, надо признать, умело пользуется этими преимуществами своего географического расположения в Центральной Азии.

В то же время лидерство Узбекистана (пусть неофициальное, но фактическое) в ЦА привлекает к нему повышенное внимание не только развитых стран мира, но и безусловных мировых лидеров – Россию, Китай, США. Республика, имеющая такие сильные рычаги влияния на страны региона, несомненно, всегда будет привлекать сильных иностранных партнеров. Поэтому, например, только в узбекской энергетике присутствуют американские, китайские, российские, израильские, европейские инвесторы. Так, Узбекистан в 2009-2014 годах планирует привлечь (и уже привлекает!) в этот сектор экономики 3,5 миллиарда долларов для реализации 38 проектов, в том числе в сфере генерации электроэнергии – 24 с вводом в эксплуатацию 2,7 тысячи мегаватт новых мощностей. При этом экономика республики – государственная, то есть форма собственности предприятий – или на 100 процентов, или на контрольный пакет акций принадлежит государству. Иностранные инвестиции – это, точнее говоря, кредиты, потому что зарубежные компании приходят обычно со своими банками, выдают кредиты и имеют потом возврат денег с процентами, вложенных под правительственные гарантии. Иностранной частной собственности на узбекские предприятия практически нет. Но нет и так называемых "откатов" при работе с инвесторами, коррупция при столь сильном контроле власти исключена, и узбекские чиновники это хорошо знают.

По мнению экспертов МИСИ "Vector", наиболее предпочтительны в Узбекистане позиции США и России, менее – Китая. В то же время опыт работы с американцами принес и свои тяжелые уроки для власти республики. Военная база США в Ханабаде, существовавшая пусть всего несколько лет, принесла в республику немало проблем. Вдруг – как по волшебству! – в стране активизировалось движение различных НПО, разрослась радикальная оппозиция, стали множиться и шириться запрещенные религиозные организации, подняли голову экстремисты и террористы. Дошло до того, что летом 2004 года прогремели мощные взрывы в центре столицы Узбекистана Ташкенте. А в мае 2005 произошли трагические события в Андижане, когда было пресечено с многочисленными жертвами открытое военное выступление экстремистов. После этого Ислам Каримов сделал резкий поворот в сторону России. И тогда получил реальную поддержку со стороны Владимира Путина. Но в ответ на вывод военной базы из Ханабада США пролоббировали в ЦА проект "КАСАРЕМ-1000", который предусматривал строительство линий электропередачи для экспорта таджикской и киргизской гидроэлектроэнергии в Афганистан и Пакистан, но в обход территории Узбекистана. Кроме того, что контрольный пакет акций этого проекта принадлежал американской компании, еще и создавалась угроза сработки воды в зимнее время в водохранилищах Таджикистана и Киргизии, то есть в весенне-летний период, во время вегетации сельхозкультур, Узбекистан и Казахстан могли остаться без поливной воды. Интересно, что этот проект не похоронен и периодически его активно реанимируют, преподнося общественности как великую благодать, в частности, для Киргизии, поскольку экспорт электроэнергии в Афганистан и Пакистан принесет якобы республике большие экспортные деньги.

Надо признать главное: в Центральной Азии вода по-прежнему является одним из самых ценных товаров, если точнее – главным "топливом" для стабильного развития сельского хозяйства, в котором задействованы основные трудовые ресурсы всех стран ЦА и которое приносит Узбекистану и Казахстану немалые доходы. Вывод прост и очевиден: кто "рулит" водой в ЦА, тот "рулит" и всей политикой региона. Отсюда все конфликты последнего времени, связанные с противостоянием Узбекистана и Таджикистана, Узбекистана и Киргизии. Узбекистан выдвигает жесткое условие: эти государства в верховьях своих трансграничных рек (Нурек и Нарын) не могут строить гидросооружения (Рогунскую ГЭС и каскад Камбар-Атинскимх ГЭС) без проведения независимой экологической экспертизы. Вопрос вовсе не так прост, как может показаться на первый взгляд. По мнению экспертов МИСИ "Vector" это - серьезный конфликт интересов. Потребности в электроэнергии в Киргизии и Таджикистане растут каждый год на 8-10 процентов, а новые мощности за последние 20 лет так и не появились. В этих республиках растет энергодефицит, который уже начинает тормозить развитие не только промышленности, но и сферы услуг и социального сектора. Главный источник энергии в этих странах – гидроресурсы, а не углеводороды, как в Узбекистане или Казахстане. Но теперь оказывается, что без независимой экспертизы на собственной территории, в верхнем течении своих рек, ни Киргизия, ни Таджикистан не могут построить собственные гидростанции (?!). А экспертиза нужна для того, чтобы страны нижнего течения трансграничных рек (Узбекистан, Казахстан) имели бы гарантированные объемы воды для своих сельскохозяйственных нужд. Поскольку конфликт нарастает, и никто никого не слышит, то можно предположить, что инициатива Узбекистана направлена прежде всего на усиление его роли в регионе. То есть речь идет уже не о лидерстве, а о гегемонии. Такой вывод кажется очевидным, потому что даже вполне здравые предложения со стороны экспертов той же Киргизии – да, надо делать независимую экспертизу, но по всей длине водного пути, от верховьев горных рек до Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, ответив и на вопрос, почему высыхает Арал, эти доводы тоже остаются не услышанными другой стороной.

Для кого-то может показаться интересным и такой вопрос, как живут рядовые граждане Узбекистана. Минимальный доход в месяц – 50-60 долларов, на эту сумму существуют очень многие узбекистанцы, если не сказать – большая часть населения страны. В то же время практически все трудоспособные граждане имеют работу (!), даже сохраняется памятная с советских времен статья в законодательстве РУз о тунеядстве (?!). Интересно бывать, например, в Ташкенте в составе официальных делегаций. Почему? Судите сами. Вас гостеприимно встречают, везут на современных автобусах в госрезиденцию, радушно угощают. Улицы пустынны, движение полностью перекрыто. Асфальтовое покрытие, как в сказке, четкая разметка, на каждом пересечении улиц стоит красивый полицейский в темно-зеленом мундире с белой портупеей. Он стоит спиной к вам и лицом к людям, которые терпеливо ждут, когда проедет официальный кортеж. Никакого нетерпения, спокойное ожидание, ни одного громкого слова – люди стоят и ждут. Вы проезжаете мимо шикарных витрин шикарных (и дорогих) магазинов, мимо чистых тротуаров, зеленых деревьев и аккуратно подстриженного кустарника. Утром теми же улицами вас везут в парламент Республики Узбекистан… Когда вы во второй или третий раз приезжаете с официальной делегацией в Ташкент, вы опять видите те же улицы, тех же красивых полицейских и людей, толпящихся у перекрытых улиц. Да и везут вас опять по тем же самым улицам, мимо тех же самых шикарных магазинов с их шикарными витринами. Везде порядок и чистота. Асфальт гладкий, разметка белая, деревья зеленые.

По мнению экспертов МИСИ "Vector", еще одна особенность узбекской экономики – ее кластерный характер. Надо признать, экономика развивается весьма рационально, она организована разумно, функционирует оптимально эффективно. В Узбекистане кластеры, говоря проще, комплексно организованные производства от источников сырья до рынков сбыта, включающие и разработку, и создание техники и технологий, а также подготовку кадров для каждого производственного цикла, функционируют вполне успешно. Возьмем традиционную для Узбекистана хлопковую отрасль. На хлопковых полях с соответствующими ирригационными сооружениями и удобрениями высокопрофессиональные дехкане сажают семена, созданные узбекскими семеноводами. Их высокомеханизированный труд обеспечивается комбайнами, произведенными на "Ташсельмаше" и других узбекских заводах. Хлопок-сырец перерабатывается на хлопкопрядильных, текстильных и швейных фабриках Узбекистана рабочими и инженерами - выпускниками узбекских, а не заграничных, вузов и ПТУ! Так и работает настоящий кластер.

Как бы не был горек и неприятен для Узбекистана опыт партнерства с США, но он почему-то быстро забывается, и американские компании активно работают в этой республике. Если Россия заинтересована в увеличении поставок природного газа из Узбекистана и Туркмении (транзитом через РУз), и поэтому "Газпром" здесь активно работает, то США, видят свою цель в завладении запасами урана. Это – источник топлива 21 века, это – ядерные и термоядерные реакции. Поэтому для "затуманивания" ситуации активизируются и продвигаются проекты с альтернативными источниками энергии, к ним обращено особое внимание общественности, в них стараются увидеть энергию будущего. Скорее всего, именно уран и водород – главные вероятные источники топлива будущего! Поэтому для гарантированного доступа к запасам урана, хорошо бы иметь в регионе военную базу и максимальное экономическое влияние на все государства с урановыми ресурсами. Поэтому все более активизирующиеся в обществе дискуссии по поводу "всемирного потепления", использования энергии ветра, солнца и биомассы – не что иное, как акция прикрытия. Впрочем, для Узбекистана эти вопросы пока еще не обрели должной остроты: запасы природного газа по-прежнему "бесконечны" на ближайшие 15-20 лет. По-прежнему центральное положение в регионе и монополия на все виды транзита пока еще позволяют Узбекистану занимать доминирующее положение в ЦА. И узбекское руководство хорошо это понимает: тот, кто хочет сотрудничать с государствами Центральной Азии, тот должен дружить с Республикой Узбекистан.

Научно-методический Совет МИСИ "Vector",

Ташкент – Москва, март 2010 год

Источник - МИСИ "Vector"
Просмотров: 1293 | Добавил: babur | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: