Улак (другое название — кўпкари) является традиционным конноспортивным состязанием скотоводческих народов Средней Азии, пришедшим из глубокой древности. В буквальном переводе означает "туша козла" (или теленка), специально подготовленная для игры. Все участники — на лошадях, победителем становится тот, кто первым донесет улак до финиша.
Обычно организуется во время проведения праздников и торжеств, чаще — по случаю бракосочетания или обрезания (суннат-той). У тюркских народов рождение мальчика — преемника рода — считается большой честью, в связи с чем и устраивались празднества. Игры улак организовывались и в честь рождения наследника престола (Валиахд). По отношению к улаку или свадьбе в узбекском языке вместо слова "организовал" (ташқил қилди) говорят "дал". Например, вместо "такой-то сыграл свадьбу" говорят "такой-то дал свадьбу".
В древние времена улак был не только игрой и массовым зрелищем, но и нес в себе большую воспитательную функцию: вырабатывал в мальчишках и юношах смелость, отвагу, обучал мастерству верховой езды и азам военной подготовки. Кроме того, эта игра внесла большой вклад в развитие животноводства, в частности коневодства, Средней Азии — способствовала улучшению пород лошадей, выведению выносливых и быстрых скакунов. Не случайно китайцы восхищались среднеазиатскими скакунами, записи о чем встречаются в древних источниках. Лошади не всякой породы могли вынести все сложности этой игры. По некоторым данным, такие породы лошадей, как арабская, ахалтекинская, карабаир, курама, выводились специально для проведения улака.
Свадьбы с играми в основном проводились поздней осенью, зимой и ранней весной, а в горных районах — независимо от времени года. Это было связано, во-первых, с заботой о лошадях, а, во-вторых, — с климатическими и хозяйственными особенностями региона: игра по времени не должна была совпадать с сельскохозяйственными работами.
Организация тоев и игр проходила в следующем порядке.
ПРИГЛАШЕНИЕ СТАРЕЙШИН НА СОВЕТ ("МАСЛАХАТ ОШИ") И ИХ УГОЩЕНИЕ. НАЗНА ЧЕНИЕ МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ УЛАК
Примерно за 10—15 дней до мероприятия на Совет приглашали старейшин кишлака, повара, родственников, аксакалов соседнего кишлака. По этому случаю резали барана. На Совете назначали день и определяли порядок проведения празднества (тоя). Чтобы предстоящее празднество и игра не совпали с тоем соседнего кишлака, аксакалы согласовывали дату его проведения. Чтобы не затруднять материально и физически жителей одного кишлака, не назначали больше двух свадеб подряд. Заранее планировался прием и проводы гостей, ожидаемых издалека. В народе это называется "кунак (қўним, жой) бериш" — "предоставление места гостю". Гостей размещали у родственников хозяина свадьбы, а также в зажиточных семьях. Предоставление кунака (места для гостя) и проводы гостей считались самой почетной и ответственной обязанностью. Предпочтение отдавалось семьям, в хозяйстве которых были лошади.
Кунак предоставлялся не только гостям, но и участникам состязаний, приехавшим издалека, и их болельщикам. Строго следили за тем, чтобы число гостей в одном доме не превышало 12 человек. В дом, где располагались гости, хозяин свадьбы передавал одного козла или барана, из которого готовилось угощение только для гостей. У тюркских народов посягательство на пищу (долю) гостя считалось и считается тяжелым преступлением. При этом, например, в Джизаке, Сурхандарье, Сырдарье, в отдельных районах Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана, среди кыргызов и таджиков Узбекистана кушанье, приготовленное из очищенной головы и ножек, в качестве изысканного блюда употреблялось и хозяевами дома, и гостями. Остальную же часть туши, приготовив, делили на 12 частей и подавали только гостям. Гости могли свою часть съесть или забрать с собой.
Гостям, прибывшим за день до игр, предоставлялся двухдневный кунак, а тем, кто приехал в день игр, — однодневный. Кунакчи (тот, кто принимает у себя гостей) сопровождают своих гостей на все мероприятия. Порядок предоставления кунака до сих пор сохранился у кыргызов, казахов, проживающих в горах и предгорьях Узбекистана, у курама, проживающих в Аштском районе Таджикистана, в Коканде, в Ферганском регионе, в предгорьях Наманганской и Андижанской областей, в Сырдарьинской и Джизакской областях Узбекистана.
После согласования даты проведения свадьбы и распределения кунака, из числа близких родственников тойбаши (того, кто дает свадьбу и улак), из участников соревнований и лиц, хорошо знающих соседние кишлаки, выбирали тех, кто будет приглашать гостей. С древних времен на свадьбу приглашали в устной форме. Сейчас это делается по пригласительным открыткам (тўйхат). Приглашение передается аксакалу или наезднику-силачу (полвону), в нем указываются имена приглашенных аксакалов, бывших наездников, силачей, а также сообщается о дате проведения игры улак. Здесь надо заметить, что право прийти на свадьбу и участвовать в игре имеют и те, чьи имена не указаны в приглашении. Приглашенный на свадьбу может пригласить других людей, которым также предоставят жилье и питание.
После того, как определен день свадьбы, разосланы приглашения, тойбаши приступает к последнему этапу подготовки свадьбы — изготовлению улака, определению призов, заготовке кормов для лошадей участников игры. На свадьбах с улаком готовят шурпу и плов, учитывая и то, что гостей может быть больше, чем приглашено. Если игра заканчивалась поздно, жители кишлака, в котором проводились игры, предлагали гостям и участникам игры место в своем доме, угощали и провожали их.
ПОДГОТОВКА УЛАКА ДЛЯ ИГРЫ. САМО ЗРЕЛИЩЕ
За день до тоя резали козла или теленка, из которого изготавливали улак. Это делалось по определенным правилам. Отбирали животное мужской особи, так как существовало поверье, что если улак изготовлен из козы или телки, то во время игры может произойти падение игроков, лошадей или другие неприятности. Еще одной причиной того, что улак делали из козла или теленка, являлась их прочная шкура и сухожилия, которые выдерживали перетягивание и удары лошадиных копыт. На территории Ташкентской, Сырдарьинской областей, Ашты, Таджикистана и Южного Казахстана для этих целей козла (така) специально откармливали, затем с него состригали шерсть. Зарезав животное, делали надрез длиной 15—20 см и удаляли все внутренности, кроме печени, сердца, легких; в некоторых районах удаляли все внутренние органы. Надрез туго зашивался прочной ниткой или специальной нитью, изготовленной из шкуры, чтобы не допустить попадания копыт лошадей в улак и их падения. После того как очищена внутренность, ноги туши отрезают до колен.
Улак делали весом 55—60 кг. Если в игре задумано использовать тушу теленка, то отбирали теленка весом 80—100 кг, после очистки и подготовки оставалось 60—80 кг. Если после очистки улак оказывался легким (например, 40—50 кг), он заполнялся солью, ячменем или кукурузой, чтобы довести вес до 60—70 кг. И, наоборот, если улак тяжелее, чем необходимо, тогда с шеи срезалось лишнее мясо. Голову от тела отделяли так, чтобы уши и часть шеи оставалась. Это делалось для удобства игроков. Хвост улака оставляли длиной не более 15— 20 см, чтобы кто-либо из участников не смог обмотать его вокруг седла. Часто на одной ноге улака делался надрез для захвата. На другой ноге надрез не делали, чтобы соперник не мог схватить и привязать ее к седлу, что запрещается правилами игры.
Для одной игры готовили один или два улака. В случае, если первый улак разорвался и игру продолжать невозможно, бросают второй улак. На празднике урожая, на Наврузе, юбилейных свадьбах на середину бросали сразу три, а то и четыре улака. В этом случае подготавливали около десяти улаков.
Организация и правила игры у разных народов, в разных местностях имели свои особенности. Например, на свадьбах в Самаркандской области изготавливали несколько улаков, но от внутренностей не очищали, а отделяли только голову и ноги. Один улак использовался только один раз. Победителю вместе с призом доставался и улак, а для продолжения игры бросали другой.
Далее глашатай на коне приглашает жителей кишлака на плов и шурпу, объявляя имя того, кто проводит данное мероприятие, например, "на свадьбу (или плов) к Валиджону". Как правило, жители одной махал л и — и молодые, и пожилые — идут на праздник вместе. Прибывшим подают шурпу и плов. После плова, хозяин свадьбы или его сын, загрузив улак на лошадь, просит благословения у народа. Самый пожилой из собравшихся (аксакал или мулла, религиозный деятель высокого ранга, ходжа) высказывает добрые пожелания о мире в стране, здоровье, хлебе насущном и долгой жизни хозяину свадьбы и ребенку, которому играют свадьбу, а также пожелания счастья и удачного проведения игр. Собравшиеся, открыв ладони, делают дуо (движение рук, имитирующее омовение лица). Эти благословения имеют важное морально-психологическое значение, вселяя в людей веру и надежду на лучшую жизнь, на здоровое поколение. Люди, получившие благословение, исходя из своего материального положения, вносят призы для игры. Во время игры глашатаи еще раз обязательно объявляют имена хозяев призов, и они еще раз получают благословение (дуо) окружающих людей.
Большое внимание уделялось выбору поля для игры. Как правило, выбиралась равнина площадью в 2—3 гектара. Размеры поля зависели от количества зрителей и игроков. Игровое поле отгораживали повозками, обеспечивая тем самым безопасность зрителей, а также для того, чтобы не мешать игре. Зрители усаживались на эти повозки и телеги или на другие возвышенности. Аксакал для вручения призов назначался в день тоя. Ему отводилось почетное место.
Правила игры оглашались пожилым наездником или главным судьей (баковул, солимчи). Правила были таковы:
не набрасываться лошадью на участника игры, который, нагнувшись, берет с земли улак;
пеший не должен передавать улак наезднику;
не тянуть наездника с улаком с обратной стороны, сзади и не валить его;
не завязывать шнуром улак, не всовывать ручку плетки в ногу улака, не вешать улак на седло;
не относить улак зрителям;
в Наманганской области не разрешалось тянуть улак, который находился на лошади (т. е. перекинутый поперек седла). В остальных районах Ферганской долины это не считалось нарушением правил;
повиноваться приказу судьи о прекращении игры.
С древности той с улаком проводились двух- или трехдневными.
В первый день игры приглашали, в основном, молодых наездников, которые играли 2—3 часа. В этой игре запрещалось участвовать взрослым, считалось постыдным. Иногда для молодых игроков специально готовили улак весом 30—35 кг. Игра с участием молодежи устраивалась для того, чтобы сохранялась преемственность национальных обычаев, в целях физической подготовки. Победителям также вручали небольшие призы, например, одежду, отрезы ткани, хозяйственные товары.
Затем судья, остановив игру молодых, приглашал на поле взрослых участников. Ребят 12— 15 лет к основной игре не допускали, но молодежь постарше могла участвовать. В первый день игра длилась недолго, так как предстояли другие работы — сборы гостей и участников, обеспечение их жильем. Поэтому самый большой приз разыгрывался во второй день игры.
Второй день начинался так же, как и первый — с шурпы и свадебного плова. До 80-х гг. XX в. в некоторых районах Ферганской долины (в основном, в районе Коканда) шурпу подавали до начала игры, а плов после. В настоящее время вошло в обычай подавать только утренний плов.
На территории Ферганской долины на игры собираются по меньшей мере 200—300 участников, на больших сборах — 500—700 и даже до 1000. На больших играх в правила игры могут вноситься небольшие изменения. Например, из уважения к гостям из Ашты, Сырдарьи, Самарканда, Ташкента, в качестве улака использовали тушу козла, поскольку в этих районах играли именно так, и, чтобы не обидеть гостей, принимались их правила. До 80-х гг. XX в. по правилам не устанавливалась финишная метка ("марра"). Основным условием игры считалось перекинуть улак поперек седла ("улоқни ёппа қилиш"). Позже, для гостей, которые привыкли играть с финишной меткой, стали ее устанавливать.
Во время массовых зрелищных игр, на праздниках урожая, на Навруз по местным обычаям разыгрывался теленок. На свадьбах наиболее ценными призами считались верблюд, лошадь, теленок, баран, козел, ковер, войлок (изготовленный исключительно из меха), накидка для лошади. Менее ценными призами — деньги, отрез ткани (атлас, шелк), хозяйственные товары, велосипеды, игрушки. Ценность приза зависела от материального положения хозяина тоя. В районах, где жили зажиточные люди, в качестве приза могла быть и пара волов, и девять призов, называемые "девяткой". В нее входили: баран, три козла, ткань, сундук, хозяйственные товары, могли быть и деньги, то есть призы девяти наименований. Список призов составлялся в день свадьбы, потому что использовали и подарки гостей, близких друзей, приглашенных на свадьбу ("тўёна"). До 90% подарков выставляли в качестве призов. Гость, сделавший подарок, никогда не делал свадьбу в надежде вернуть его. Но тот, кто принял подарок, не забывал равноценно отблагодарить, когда его гость сам будет играть свадьбу. Если гость дарил верблюда, лошадь, барана или козла, то ему, в знак благодарности, хозяйка дома надевала пояс-кушак.
До советского периода зажиточные люди на своих тоях в качестве призов выставляли до 10 верблюдов, 10 быков, 10—20 жеребцов, 10— 20 телят, 50—100 овец и козлов, а также дорогие вещевые призы.
Если игра прошла по правилам, судья приглашает аксакала для вручения приза. Потом глашатай объявляет зрителям имя победителя, откуда он приехал и кто хозяин лошади, например: "Палван из Сарык-кургана Мухаммаджон на коне ходжи Валиджона выиграл теленка или лошадь". Так прославлялись не только участники игр, но и хозяева лошадей.
Участникам игр прошлых лет также вручаются специальные подарки от хозяина свадьбы. Если кто-либо из них не присутствовал на данной игре, подарок для него передают через родственников или односельчан.
После вручения всех призов, улак бросается на отбирание ("олди-олди"). Порядок такой: кто отберет улак из толпы и покинет поле, тому он и достанется. Это считается окончанием игры. Старейшины дают благословение и зрители расходятся. Гости расходятся с их кунакчи (теми, у кого они остановились).
Некоторые из вышеизложенных правил сохранились до сих пор. Например, проявление уважения к бывшим богатырям-наездникам, распределение кунака, изменение правил по желанию гостей, благословение в начале и в конце игры. В разных местностях имеются и свои различия. В горах и предгорьях Наманганской области для изготовления улака в основном резали теленка весом 70—80, и даже 90—100 кг; запрещалось тянуть того, кто поместил улак на шею лошади и выскочил из толпы; не обязательно делать круг возле зрителей; передача улака одним наездником другому не засчитывается и оба они лишаются приза, тогда борьба за приз начинается заново.
Тюркские народы, проживающие в предгорьях и горных районах Ферганской долины, например, в Новкате, Оше, Канибадаме, Аште, Худжанде, организуют игры по своим правилам. Например, там, где проживают кыргызы, широко распространены такие игры, как "така улок" ("козлиный улак"), "шогулоқ", "жамоали" ("общественный"), "дарвозали" ("с воротами"), "маррали" ("финишный").
"Така улок" чаще проводят на тоях и массовых праздниках. Для игры специально откармливают козла, затем состригают шерсть, очищают от внутренностей. Вес улака бывает 25—30 кг, 30—40 кг и даже 45—50 кг. Для улака резали по возможности старого козла, четырехлетку; чем старше козел, тем прочнее его шкура. Правила игры объясняются и демонстрируются на лошади пожилого всадника или хозяина свадьбы, иногда на лошади главного судьи. Перед игрой читается молитва.
Правила игры "така улак" таковы: улак перекидывают через седло или привязывают за ноги шнуром стремени. Сильные участники игры при завязывании могли даже сломать ноги улака, в то время как шкура и сухожилия закручиваются на седле. Если противник старается перетянуть улак, то он, наоборот, еще сильнее закручивается. Чтобы удержать улак на подножке, наездник свое тело склоняет на сторону улака и сильно прижимает ногой, и, управляя лошадью одной рукой, доставляет улак на обозначенное место — "марра белгилаш" (финиш), которое, как правило, выбирается между двух холмов. Зрители располагаются на холмах, а игра идет на равнине. Финиш назначался в двух местах — верхний и нижний финиш.
На месте финиша устанавливают стог сена или выкладывают из камней круг диаметром 2—3 м. Иногда таким ориентиром могли служить большие камни. На верний и нижний финиш назначали судей — в народе их называют "солимчи" или "баковул". Общей игрой руководит главный солимчи. При опускании флажков к земле обоими солимчи, стоящими на финишах, главный солимчи объявляет брошенный наездником улак действительным. Глашатай объявляет имя победителя, откуда он приехал и кто хозяин лошади. После этого вручают призы. Составлялись два списка призов — для верхнего и нижнего финиша. В списке верхнего финиша значились крупные и основные призы — верблюд, лошадь, бык, ковер, баран, пара волов, "бешлик" ("пятёрка"), "тўққизлик" ("девятка"), "ўн еттилик" ("семнадцать"). На нижний финиш определялись призы меньшей стоимостью — козел, деньги, войлок, хозтовары.
В заключительной игре ("маррали") участник лишается приза в следующих случаях:
если улак наезднику подал кто-то пеший;
если участник доставит улак, связав его шнуром (единым поводом, петлей);
если перекинет шнур стремени через улак и повесит на край седла;
если лошадь с улаком приведут напарники;
если потянет улак с обратной стороны наездника, тем самым опрокидывая этого наездника;
если участник игры бросит улак за пределы метки финиша (дальше на 0,5—1 м).
В заключительных играх на верхний и нижний финиш определяются по два приза. Один получает победитель игры, а другой — хозяин лошади. Если лошадь принадлежит другому человеку, то приз в большинстве случаев вручается хозяину лошади. Иногда хозяин лошади отдает наезднику деньги или какой-нибудь из призов.
Сложность игры в "така улак" заключается в умении удержать улак на шее лошади, в отличие от игры с теленком, где улак держится крепче, благодаря его тяжелому весу. В основном скачут, подложив улак под ногу и прижав его внутренней частью колена. Здесь удобнее играть на быстрых и легкоуправляемых лошадях. Управляемость важна, чтобы не дать сопернику захватить козла, для этого приходится поворачивать голову лошади в сторону улака.
На играх с тяжелым теленком напарники наездника, забравшего улак, постоянно прикрывают его, повернув головы своих лошадей в сторону теленка. Если повернуть голову лошади в обратную сторону, то, во-первых, само тело наездника наклоняется в сторону улака, во-вторых, появляется возможность противнику захватить улак. В играх с козленком хорошо себя проявляют такие породы лошадей, как карабаир, арабские, ахалтекинские, курама. Тело этих лошадей не очень крупное, они быстры и хорошо управляемы. Поэтому кураминцы, кыргызы и казахи предгорных и горных районов ценили и разводили эти породы лошадей.
Среди кураминцев, проживающих в горном районе Ашта (территория Таджикистана), игра улак считалась самой древней, в ней соблюдались строгие правила. Порядок предоставления кунака гостям сохранился до сих пор. Призы здесь тоже были самые дорогие. Бывали случаи, когда хозяин в качестве приза выставлял своего сына, которому играют свадьбу. Затем родители выкупали своего ребенка, выполнив все условия победителя. Ребенку меняли имя на Оллокберди, Худоберди (дословно — Аллах вернул). Этот ребенок пользовался уважением среди родственников.
В предгорьях и горных районах до игры улак устраивали соревнования по борьбе-опрокидыванию на лошадях. В них участвовали два наездника. Имена игроков и откуда они прибыли оглашались до начала игры и после ее завершения. Любой желающий мог принять участие в состязаниях.
Иногда перед игрой улак организовывалась игра "қиз қувди" ("догони девушку"). Чаще эта игра организовывалась на массовых гуляниях и праздниках. Правила игры таковы: девушка на самом быстром скакуне становилась на расстоянии 15—20 м от парней, участвующих в игре. После сигнала судьи одному из джигитов необходимо было догнать девушку. Победитель получал право поцеловать ее. Девушка могла при этом стегать джигита плеткой. Считалось позором, если джигиты не догоняли девушку. Эта игра была своего рода испытанием для парней и их лошадей. Существует даже обычай: прежде чем жениться, джигиту нужно завоевать девушку в таком состязании. Эти соревнования демонстрировали, насколько трудно добиться любимой, а также мастерство наездника.
В Сырдарьинской, Ташкентской областях, Южном Казахстане, в районе Ашта (Таджикистан), Новкат (Кыргызстан), в предгорьях Оша во время игры улак организовывается "шогулоқ". Это дополнительный улак, сделанный, как правило, из козленка весом 12—20 кг. Его приносят родственники, близкие друзья или гости в качестве подарка — поздравления.
Правила игры в шогулок таковы: баковул ставит на дальнем расстоянии от финиша флажок и назначает себе помощника. Шогулок не бросается на середину, а тот, кто принес улак, скачет к финишу с расстояния 1—2 км. В это время идет основная игра в другом месте. Не останавливая основную игру, баковул или глашатай, показывая в сторону, откуда скачет всадник с шогулоком, объявляет, что участники игры могут начать бороться за шогулок, покинув основную игру. Участники должны выехать на дорогу и, захватив шогулок, доскакать до флажка, ударить по нему. Если к финишу шогулок доставит тот, кто его и принес, он считается самым уважаемым и авторитетным человеком, кроме того получает и свой улак, и приз. Если до финиша он упустит шогулок, то лишается и шогулока, и приза. Шогулок получал тот, кто перехватил его и доставил к финишу. Победитель со своими друзьями съедали мясо шогулока.
Слово "шогулок," происходит от "шикор ов", что в средневековье и в период ханства означало "охота". Процесс игры похож на охоту. Игра в основном проводилась гостями в первый день тоя. Иногда приносили до 10 шогулоков, и это не мешало основной игре, т. к. финиш назначался намного дальше, чем основной. Во время массовых гуляний организовывался и "футбол улак", или "командный улак". В эту игру не играли на тоях. В командном, или футбольном, улаке выбирается ровное поле и выкапывается яма диаметром 1 м, в которую участники игры бросали улак. Правила игры: участвуют команды, состоящие из пяти наездников. Команды назывались по названиям лошадей (например, карабаир, окёл, турик, курама, буз, човкар, коракашка) или по номерам. Таблички с названием или номером команды прикреплялись на груди и спине участников. Игра начиналась в центре поля. Время игры определялось в зависимости от числа команд — 30 минут, один час и т. д. В некоторых случаях назначается число голов, которые должны забить в яму — 3, 5. Согласно правилам игры, обе команды должны стоять напротив друг друга на расстоянии 10—15 м от центра, где оставляют улак. По команде баковула участники игры мчатся к месту, где он лежит. Передавая его друг другу или привязывая к стремени, скачут к подготовленной яме. Победившей считается та команда, которая первая забьет определенное число голов. Команда-победитель получает право играть в следующем этапе соревнований, а побежденная команда покидает игру и не допускается к играм этого дня.
Если кто-то из игроков нарушит правила игры (т. е. если им подадут улак с помощью шнура, перегнув стремя, или с подачи пеших), с команды снимаются очки. В спорных ситуациях судья не засчитывает очки ни одной из команд, и игра опять начинается с середины. Игра всегда начинается с центра поля. Эта игра проводится по правилам спортивной олимпиады: борются команды, набравшие большее число очков. Определившимся трем командам-призерам, в зависимости от набранных очков, присуждается приз. Каждый игрок команды-призера получает приз. Например, члены команды-победителя получают лошадь, теленка, овцу. За второе место получают козленка или ковер, войлок. За третье — предметы утвари, конскую сбрую. Кроме того, награждается и самый искусный игрок.
Узбеки, жившие на севере Таджикистана и Афганистана, тоже устраивали подобные игры, но по другим правилам: на определенном расстоянии от центра поля устанавливали стойки с флажками (получалось что-то похожее на футбольные ворота), а на середину поля бросали улак. Участники игры, подложив под ногу улак, должны пройти между стойками и бросить улак. После этого засчитывалась победа и вручался приз. Если участник завяжет улак шнуром или перегнет стремя, если его лошадь поведет напарник, либо бросит улак, не доходя до ворот, то победа не засчитывается и игра опять начинается с центра. Если в ворота пройдет только половина улака, то главный баковул не засчитывает победу и игра начинается заново.
В Самаркандской области правила игры улак также имеют свои отличия. Здесь резали несколько козлят весом 15—25 кг, отделяли головы и ножки, но не очищали внутренности. С какой-либо возвышенности (с телеги или с холма) участникам игры бросали улак. Игроки должны поднять улак и, подложив под ногу, перенести его через обозначенную линию. Длина линии — не менее 10 м. Линию выкладывали из камней или сена, иногда выкапывали неглубокий лоток, который засыпали известью. Игру контролировали судья и его помощники.
В долине Кашкадарьи существует финишный вид игры улак с козленком. Игроки должны доставить улак к обозначенной метке возле телеги или к большому камню. В настоящее время вместо телег используют машины, при этом улак должен коснуться колеса. Баковул берет на финише улак, и игра вновь начинается с центра поля. Во всех играх судья объявляет победителя и вручает призы. Призы вручаются выигравшему игроку и хозяину лошади.
Сходство правил игры в разных областях Средней Азии и других странах объясняется тем, что народы, населявшие эти территории, были близки по обычаям и ведению хозяйства.
Выбор лошади и подготовка ее к игре везде проходит одинаково. К играм лошадей готовят с 4—5-летнего возраста. Идеальным считается возраст от 7 до 10—12 лет. Длительность участия лошади в игре зависит от ухода за ней. Откорм лошадей начинается с мая и три летних месяца лета их кормят зерном досыта. Ежедневно к суточной норме добавляется по 300—400 г корма до тех пор, пока лошадь не перестанет съедать весь корм. Одну неделю добавки не делаются. Затем каждый день убавляют по 300—400 г. Этот процесс продолжается столько же дней, сколько делались добавки. Таким образом возвращаются к норме — 3—4 кг. Крупные лошади съедали максимум 40—50 кг корма.
В древние времена старым лошадям, у которых выпадали зубы, давали свежеиспеченную лепешку (патыр) или вареное зерно, добавляя яйцо и сахар. Сено у лошади было всегда. Воду давали только перед кормлением, потому что иначе она могла заболеть "оёгига ем тушиш" ("опусканием корма в ноги"). Чтобы вылечить лошадь, в течение месяца ее кормили, поставив ноги в холодную воду.
Усиленное кормление заканчивалось к концу сентября. С этого времени начинается "кантарув" — лошадь привязывалась так, чтобы ее голова не доставала до корма. В это время переходят к режимному кормлению. Днем на лошадь надевалась уздечка, сверху потник, и на 6—8 часов делали "кантарув". Утром и днем давали траву, воду и 4— 5 кг корма, а вечером делали "кантарув". Этот процесс продолжался минимум 20—25 дней. Затем лошадь опять привязывают к колу. Лошадь сама крутится и охлаждает себя. У этого кола лошадь стоит не менее 20 дней. После этого хозяин лошади медленно ездит на ней, начиная с 50—100 м, прибавляя каждый день по 50—100 м. Доведя расстояние прогулки до 4—5 или даже до 10 км, верхом скачут на 20—30, позже — на 50—100, до 500 м. Это также продолжается минимум 20 дней. Процесс остывания считается самым ответственным периодом, потому что в это время организм лошади усваивает накопленный жир, сохраняя тем самым мясо. Так закаляется лошадь.
В период, когда лошадь использовали в качестве транспортного средства и на сельхозработах, ее подкармливали, а в самый жаркий месяц или поздней осенью лошадь отстраняли от работ на 20 — 30 дней и кормили по вышеописанной схеме.
В Ферганской долине для игры улак отбирали выносливых скакунов с высокой спиной, широкой грудью и крупом, потому что приходилось перекидывать теленка через седло. В таких играх скорость лошадей не важна. Только сильные, стойкие лошади могли удержать улак весом 60 — 80 кг и наездника.
Одновременно с подготовкой лошади, готовятся и игроки. Они едят калорийную пищу (плов, кавурма, басма [жаркое] и мучные блюда), занимаются физической подготовкой. Месяц до начала сезона игроки должны воздерживаться от интимной близости. Все это обеспечивает физическую и моральную силу игроков.
Снаряжение лошади выбирают в зависимости от вида игры улак. Например, там, где проводятся игры с теленком, используют седла с крепкими и утолщенными краями, шнуры стремени удлиненные, потники толще. Это связано с тем, что вес улака-теленка увеличивает нагрузку на снаряжение лошади. На играх же с улаком-козленком, наоборот, на лошадь надевают облегченные седла с тонкими краями и тонкими потниками. Шнур стремян привязывается к седлу покороче. Если в игре улак с теленком длинный шнур стремени помогает при скачке с перекинутой ногой через улак, то в игре с козленком необходимо стремя с коротким шнуром, чтобы крепко держать улак под коленом.
Тюркские народы очень ценили седла и тех, кто их изготовлял. Даже среди призов самым ценным считалось седло. В народе проклинали воров седел. Проклятия читались пожилыми людьми и всеми присутствующими в процессе игры. Кроме специальных снаряжений для лошадей, изготавливали и специальную одежду для игроков. Для всадников-богатырей шились специальные сапоги с высокими каблуками (10 — 12 см) и широкими голенищами, которые защищали ноги от травм во время игры, благодаря плотным портянкам. Высокие каблуки также помогали крепко держать в стремени ноги всадника. Сапоги в основном шились из шкуры оленя или коровы. Головным убором служила шапка или небольшой платок, который завязывался чалмой. В настоящее время надевают кожаный "шлем". Из верхней одежды игроки одевают короткий, широкий, теплый халат (чапан) для свободы движений в игре; хлопчатобумажные брюки, защищающие от укуса лошади или случайного удара плетью соперника. Традиционным обрядом у тюркских народов является завязывание платка с куском хлеба на пояс наездникам. В народе верили, что хлеб оберегает от всяких травм.
Кроме того, наездникам и лошадям надевали всевозможные амулеты от сглаза, специальные ожерелья из боярышника, сделанные духовными наставниками (пирами).
У тюркских народов существует поверье, что лошадь каждый день просит у Создателя 70 булок хлеба, из них 69 — своему хозяину, и только одну себе. Поэтому говорят, что люди, которые держат лошадей, обязательно добьются своей цели и их дуо сбудется. Человека, погибшего в бою на коне, в играх улак или в пути, хоронили как чистого, невинного, потому что перед тем, как сесть на коня, он очищался (делал тахорат), читая молитву. Этот обряд сохранился до сих пор. Например, наездники, желающие участвовать в игре улак, сначала очищаются, потом готовят седло, ставят лошадь головой к Мекке и читают дуо, гладя сначала лоб, потом часть шеи лошади и ласково с ней разговаривают. Затем, садясь на лошадь, произносят: "Бисмиллохир рахмонир рахим" или "Али қўлласин". После этого участник игры от своего отца, наставника и аксакалов кишлака получает благословение на игру без травм и победу и вступает в игру. Такие правила сохранились у всех тюркских народов Средней Азии.
В советское время игру улак неоправданно очерняли. Но, несмотря на это, на праздниках урожая, при выполнении плана по сбору хлопка люди организовывали игры улак. В 20—30-е гг. тех, кто проводил игры улак, преследовали, высылали. Начиная с 80-х гг. игра улак стала возрождаться. А 24 января 2001 г. вышел Указ Президента республики о развитии национальных массовых игр, в частности улака.
С. Юлдашев
|