Главная » Статьи » Cтатьи

ОТКРЫТИЯ В АЛЕКСАНДРИИ ОКСИАНСКОЙ В 2007 ГОДУ.
Сенсационные открытия на городище Кампыртепа, отождествляемом со знаменитой и легендарной Алексанрией Оксианской, осуществлены учеными-археологами Тохаристанской экспедиции НИИ искусствознания Академии художеств Узбекистана в весенне-летнем полевом сезоне 2007 года.

В ходе беседы с корреспондентом газеты «БВВ» академик АН РУз Эдвард Ртвеладзе — научный руководитель и основатель Тохаристанской экспедиции, ведущей многие годы стационарные раскопки этого всемирно известного памятника, расположенного у места древней переправы через Окс (Амударью) к зоне двадцатикилометровой округи Старого Термеза — Тармиты — рассказал много интересного об уникальных находках.

Самые древние надписи на кхарошти обнаружены на юге Узбекистана.

Эти сенсационные открытия преподнесли раскопки спускавшихся к пристани у реки Амударьи (Окс) античных ворот цитадели Кампыртепа — местонахождении резиденции правителя города, администрации и культовых святилищ.

Примечательно то, что в юго-восточном углу цитадели обнаружены и расчищены руины нескольких (по крайней мере трех) ворот, залегающих как«слоеный пирог» — одни над другими. Они относятся к разным строительным периодам и времени функционирования. Наряду с их коридорообразным проемом, сложенным из жженных кирпичей, в комплекс входили пристроенные к ним предвратные сооружения.

Расчищенный проем ворот (шириной 1,20 м и длиной 2,5 м), стены которого сложены из жженого кирпича, был перекрыт аркой. По его бокам располагалась анфилада караульных помещений. Это очень важный артефакт в истории архитектуры, время их возведения и функционирования датируется монетами Евтидема (1-я пол. II в. до н. э.) и Евкратида (кон. II в.до н. э.), а еще ниже обнаружены стены и культурные слои предшествующих периодов.

В арке, разрушенной в середине—конце II в. до н. э., в трех местах — в основании и наверху, на наружной стороне — «постели» нескольких кирпичей, оформлявших фасад, сохранилось несколько процарапанных эпиграфических знаков — курсивных букв, которые сейчас изучаются.

Первоначально предполагалось, что они имеют отношение к греческому алфавиту, но после консультаций с ведущими лингвистами планеты эта гипотеза не подтвердилась. А известный ученый, специалист по древнеиндийской письменности Фуссман решил, что эти буквы имеют отношение к кхарошти и они читаются как "damasya” или "dramasya” либо"Of Dama”. Выяснено, что они представляют части слов, смысл которых предстоит восстановить…

— Мы надеемся, — рассказывает академик Э. Ртвеладзе, — что в ходе дальнейших раскопок уже осенью удастся найти недостающие фрагменты надписей.

Некоторые сведения проясняются в ходе изучения манеры их написания.При этом, уже обнаруживаются интересные нюансы их древней палеографии.К примеру, в надписи присутствуют знаки, возникшие в греко-бактрийское время, а затем перешедшие и использовавшиеся в кушанскую эпоху.

Ранее нами высказывались предположения, на основании обнаруженных аналогов на Среднем Востоке и более западных регионах, не исключено, что в надписи мог присутствовать год основания крепости или сооружения арочного прохода. Имеет право на существование и разработку гипотеза о том, что это могло быть имя правителя царства, административной области или начальника гарнизона крепости.

На одном фрагменте сохранились три буквенных знака, сходных по написанию с греческими знаками «зета», «ню» и «сигма». Обнаружен также замковый жженный кирпич, венчавший еще более древнюю арку,содержащий интересную палеографию — написание букв, совпадающую с найденными на эллинском городище Айханум (Афганистан, в верховьях притоков Амударьи) надписями конца III в. до н. э. так называемым«неизвестным письмом», фрагмент которого теперь обнаружен и на Кампыртепа!

А верхний, кроющий слой разрушения относится к концу II в. до н. э.Ниже фрагменты арок более древнего времени. Особенно примечательно то,что это самые древние строительные надписи к востоку от Месопотамии!

Обнаруженный в смазке пола бронзовый халк греко-бактрийского царя Евтидема и ряд других данных позволяют ученым сделать некоторые предварительные предположения… Одно из них связано с тем, что раскапываемый объект несет некоторые следы разрушения, которые возможно могут быть как-то связаны с событиями 207 г. до н. э., когда существовала угроза царю Греко-Бактрии Евтидему от правителя соседней державы — Селевка III, в связи с возможным захватом им Балха.

Свои предложения о мире Евтидем, в частности, аргументировал следующим образом: «На границе… стоят огромные полчища кочевников,угрожающие нам обоим, и если только варвары перейдут границу, то страна наверное будет завоевана ими».

Как следует из текста античного автора Полибия, селевкидский царь,видя безрезультатность осады, мечтал о взаимоприемлемом решении. Долго длились переговоры. Для завершения их Евтидем направил в лагерь Антиоха III своего сына Деметрия. «Царь (Антиох III) принял его ласково и нашел, что юноша и по наружному виду и по прекрасному обращению достоин царского сана, поэтому, во-первых, обещал ему руку одной из дочерей своих, во-вторых, согласился удержать за отцом его царское звание. Прочие условия вошли в письменный договор, и клятвенный союз был заключен. Снабдивши войска обильными припасами и взявши с собой слонов Евтидема, Антиох снялся со стоянки».

Сняв осаду Бактр, Антиох III продвинулся на юг, пересек Гиндукуш и вторгся в Индию, «где возобновил дружественный союз с царем индийцев Софагасеном» (так Полибий передает имя Субхаганасены — одного из царей династии Маурьев). Индийский поход Антиоха III был связан с попыткой,оказавшейся в целом неудачной, захватить часть территории в то время уже ослабленного государства Маурьев. Вместе с тем он показал греко-бактрийским правителям возможное направление их собственной будущей экспансии.

Как свидетельствует история, в дальнейшем расширение пределов Греко-Бактрийского царства в направлении Индии было осуществлено сыном Евтидема Деметрием. Юстин называет Деметрия «царем индов». Страбон говорит о завоеваниях Деметрия и другого царя — Менандра — в Индии. В дорожнике Исидора Харакского упоминается город Деметрия в Арахозии.

Монеты с именем Деметрия различны по типу. Царь на этих монетах изображается то с диадемой, то в шлеме, имеющем вид головы слона. Лицо царя на монетах различное. На одних монетах — греческая надпись, на других — греческая и индийская (письмом кхарошти).

На монетах с двуязычными надписями вокруг портрета царя на лицевой стороне написано: «Царя Деметрия непобедимого». Исходя из различий на монетах, некоторые исследователи предполагают существование двух царей с именем «Деметрий», другие — категорически это отрицают.

Этот вопрос пока не может быть решен окончательно. Во всяком случае,Деметрий (или какой-то из двух царей с этим именем) значительно расширил пределы Греко-Бактрии на юге. Появление двуязычных надписей и шлема в виде головы слона можно объяснить лишь тем, что в состав его государства вошли какие-то территории древней Гандхары (теперешнего северо-западного Пакистана).

На основании индийской традиции, индийский ученый А. Н. Лахири приходит к заключению, что Деметрий вторгся в Индию при слабом правителе Брихандратха (Brihandratha) из династии Маурья, причем произошло это около 185 г. до н. э.

Высказывалось еще множество других интересных гипотез, которые находятся в данный момент на стадии доработки и исследования, но несомненно одно, что все вышеуказанные находки из Кампыртепа дают новые документальные подтверждения этих походов и завоеваний Деметрия в Индии, нашедшие отражение в надписи, выполненной на «кхарошти»,возможно также около или после 185 года до н. э.

Это ярчайшее свидетельство проникновения этой разновидности индийской письменности, ставшей одной из официальных систем письма на территории Бактрии.

Сакское присутствие.

Примечательно, что в стенах створа ворот были обнаружены несколько застрявших в них бронзовых, трехлопастных, втульчатых наконечников стрел явно сакского происхождения. Это наглядно свидетельствует о предпринятом ими штурме и обстреле крепости этими кочевниками.

Еще одна находка может косвенно свидетельствовать о возможном, хотя и временном захвате крепости кочевниками, либо гостившими в ней. В этой связи особый интерес представляет лепной горшок цилиндрической формы,внутри которого лежали три конические воронки и две ложечки-черпака,обнаруженные и описанные археологом Л. Сверчковым. Закопченный горшок со следами золы внутри изготовлен вручную в лучших традициях кочевой степи — из трех частей: венчика, тулова и плоского дна.

Как нам представляется, весь этот набор, состоящий из шести предметов,связан с действом, корни которого уходят в глубокую древность. Так, ложки-черпаки, только из необожженной глины, были найдены в известном могильнике эпохи бронзы Бустон VI.

Появление в составе погребального инвентаря такого рода стандартного комплекта (сосуд, ковш-черпак, ложка) исследователи связывает с внедрением в древнебактрийское общество традиций и верований представителей племен степного круга, в частности, индоиранцев. Сосуд предназначался для напитка «сома», ложки — для употребления содержимого вотивного сосуда. Эти предметы считались атрибутами богов Агни, Варуны,Индры и Сомы, и им придавалось высокое сакральное значение: «ложка для масла поддерживает небо, разливная ложка — воздух».

Хотя находки из могильника Бустон VI удалены по времени от материалов Кампыртепа примерно на 1000—1200 лет, параллели между ними совершенно очевидны. Сходство усиливают технологические особенности изготовления сосуда, в котором лежали ложки. Он сделан в полном соответствии с традициями гончарства древних иранцев: лепной (станковая посуда считалась нечистой), трехсоставной, обжиг костровой, в восстановительной среде.

По мнению специалистов, специально исследовавших эту тему, таковой является керамика андроновских племен, в среде которых она получила наибольшее распространение.

Если учесть, что сакская культура генетически восходит к андроновской общности, то можно ясно обозначить не только хронологическую последовательность в преемственности традиций, но и объяснить происхождение предметов, совершенно чуждых для эллинистического комплекса Кампыртепа.

Появление сосуда с ложками и воронками в этом слое явно связано с фактом сакского присутствия, в чьей среде культ священного напитка сомы-хаомы был, надо полагать, чрезвычайно популярен, что даже отразилось в названии одного из племен — сака-хаомаварга.

Впервые в мировой практике (!) реконструированы кушанские городские крепостные стены и башни двадцативековой давности. На городище Кампыртепа восстановлена на высоту до 4 метров и на протяжении 100 метров мощная система античной фортификации.

Это значительный участок кушанской (I—II вв. н. э.) городской крепостной стены с четырьмя башнями. Их массивы пронизаны стреловидными бойницами и увенчаны прямоугольными зубцами.Реконструкцию осуществили с использованием местной античной технологии возведения фортификационных сооружений из сырцовых кирпичей стандартных для того времени размеров.

Следует отметить особо, что работы по реконструкции проводились на участке, где античные стены почти не сохранились из-за практически полного их размыва — до 10—20 см в высоту. Восстановительные работы,проводившиеся в наиболее разрушенном за две тысячи лет северо-восточном углу городской части, затронули также фрагменты кварталов, застроенных и обживавшихся при кушанском царе Канишке Первом (нач. II в. н. э.).

За 23 года его правления созданная им обширная Кушанская империя переживала расцвет, благодаря расширению международной торговли по Великому Шелковому пути в качестве связующего моста между существовавшими в то время китайской империей Хань, Парфянским царством и Римской империей.

Но по странным обстоятельствам в этом важном торговом и портовом городке на месте переправы через реку жизнь неожиданно прекратилась.Возможно, это было связано со стихийным бедствием, наводнением,смывшим почти половину цитадели города?!

Исследования Кампыртепа продолжаются и ученые-исследователи уверены, что их изыскания принесут еще множество открытий мирового значения
Категория: Cтатьи | Добавил: babur (31.03.2010)
Просмотров: 1288 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: