Главная » Статьи » Cтатьи

Сказка по имени Байсун
Сегодня, в наш ХХI век - эпоху научно-технического прогресса и бума компьютерных технологий, мы порой забываем про наши истоки. И тем самым рискуем потерять лучшие образцы духовности, созданные еще нашими предками. Древние ремесла, обряды, музыкальные и эпические традиции - как сегодня найти пути к изучению культурного наследия нашего народа? Ведь все это требует не только моральных, физических усилий, но и денежных вливаний в сферу искусствознания. Как справляются с возникшей проблемой отечественные ученые и какие это приносит результаты?

- Это просто фантастика! - восклицал один мой знакомый, вернувшись из путешествия в Байсун. - Природа необыкновенная, просто восхитительная, словно инопланетная. Чего стоят хотя бы эти дивные марсианские карьеры!- не переставал восхищаться он. А тут еще и научные исследователи зачастили в Байсун, устраивая экспедиции буквально ежемесячно. Странно, что же они там все нашли, подумала я и, заинтригованная манящей тайной этого региона, обратилась за ответом к академику Акбару Абдуллаевичу ХАКИМОВУ, директору НИИ искусствознания Узбекистана, руководителю байсунской экспедиции. Он поведал о ее первых результатах, находках, вызвавших научный интерес, причем не только отечественных, но и зарубежных исследователей.

Стоит напомнить, что в 2001 году культурное пространство Байсуна было официально объявлено ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества. С этого буквально и началась активная популяризация всех достопримечательностей этого региона, начиная с проведения здесь Международного фольклорного фестиваля "Байсун бахори" до "долгоиграющего" проекта научного исследования. Последний рассчитан как минимум на год, когда все участники должны пробыть в экспедиции "чистыми" не менее 90 дней. Остальное время они работают над фиксацией и анализом полученных данных, публикуя научные статьи по различным направлениям, которые вошли в сферу исследуемых объектов экспедиции: это фольклорная музыка, танцевальная культура, древние и современные обряды, ремесла, декоративно-прикладное искусство.

Все это осуществляется с целью создания в последующем атласа фольклорных центров Байсунского региона, в своем роде уникального издания, ведь на сегодняшний день мы имеем только Атлас ремесел Узбекистана за XIX - XX века. А всестороннее исследование Байсуна - искусствоведческое, фольклорное, этнографическое, археологическое - поможет более полно и с максимальной точностью отразить всю специфику и богатый культурный пласт региона. Для осуществления этой заветной цели привлечены специалисты Академии наук РУ и его подразделений - Института истории, Института языка и литературы. Основной же научной базой выступил НИИ искусствознания. Экспедиция обеспечена всеми необходимыми техническими средствами: цифровыми записывающими устройствами, видеокамерами и фотоаппаратами, специально оборудованной автомашиной марки "УАЗ" - все это было приобретено за счет средств, выделенных грантом Японского трастового фонда. Экспедиционной базой стала постройка, предназначенная для этнографического музея "Бойсунтог".

Уже состоялись две летние экспедиции, и за этот период был собран огромный материал, исследовано более 10 кишлаков, где выявлены центры ремесел, в которых сконцентрированы народные промыслы, обряды, не изученные ранее. Полученные результаты уже дают определенную картину и материал для научных статей.

"Многие открытия, которые мы делаем, носят порой сенсационный характер", - заявляет Акбар Хакимов. Действительно, примеров тому достаточно. Итак, сенсация первая: в Байсуне был обнаружен центр поливной керамики. Мастер Изатулла Ишанкулов в 90-е годы ушедшего века развивал здесь искусство керамики. Однако ни в научной литературе, ни в одном из художественных альбомов по Средней Азии этот центр не указан, в то время как, по рассказам керамиста, его предки приехали в Байсун в XIX веке из Бухары. И в мастерской Ишанкулова были обнаружены образцы традиционной керамики, исследуя которую, можно сегодня примерно реконструировать стиль бухарской керамики (а ведь о ней практически нет никакой информации). Во многих источниках указывается, что существовали гузары керамистов в Бухаре, но то, что там производилось, сегодня нам уже неизвестно. А по образцам, которые были найдены в Байсуне, ученые могут предположить, что бухарская керамика имела определенные конфигурации, стиль и орнамент.

Сенсация вторая. Были обнаружены необычные обряды лечения душевнобольных. К примеру "джахар", который восходит еще к истории и развитию течения суфизма. Обряд лечения представляет собой ритуальные заклинания и воздействие на больного посредством психологического шока. Таким образом лечатся психически больные люди, которые приобрели свой недуг в результате нанесенной травмы, однако врожденная эпилепсия подобным способом, увы, не лечится. Это лечебное направление суфийской философии в Байсуне очень развито, причем представителей подобного практикума здесь было найдено сразу несколько.

Сенсация третья. Байсун всегда славился восхитительной вышивкой, которая к тому же очень специфична по своей структуре. Население Байсуна имеет тюркские и таджикские корни, то есть исходит из кочевых и оседлых племен. Надо сказать, что симбиоз этих культур отражается во всем, особенно в орнаменте одежды, ее украшении и т.д. Для кочевых племен - в данном случае потомков кунградов - больше характерен геометрический орнамент со стилизованным изображением рогов барана, козла, т.е. парнокопытных животных, ведь это им было близко по быту и культуре. Для местного оседлого, земледельческого, населения, которое занималось сельским хозяйством, свойственны растительные мотивы в текстиле. В ковровых вещах, которые использовались в оформлении юрт, преобладают геометрические орнаменты, стилизованные изображения животных, хотя и в вышивке порой встречается проникновение этих сюжетов. Зачастую можно увидеть сплетение геометрических и растительных рисунков, все они очень красочные, яркие - и вышивки, и ковры. Байсун - это бескрайнее море броских, контрастных цветов. Что касается вышивки, то относительно новый, но очень распространенный сюжет, который возник в середине 50-х годов прошлого века, - это изображение женщины с оленем.

- С одной стороны, это можно расценивать как кич, ведь одно время распространялось повальное увлечение изображением индийских киногероев, - комментирует Акбар Абдуллаевич.- Конечно, все это засорение экологии народного искусства. Но, с другой стороны, это уже настолько внедрилось, что стало неотъемлемой частью народной культуры, буквально во всех дворах можно увидеть широкое распространение этой вышивки с рисунком женщины на олене. А возник этот мотив в Байсуне, когда сюда приехала семья с Кавказа. Поэтому изучение феномена байсунской культуры может дать представление не только о том, что заложено в ней многовековыми традициями, но и о том, что происходит в настоящее время. Какие изменения возникают в народной философии, мировоззрении, насколько жители региона оторваны от современного процесса или как его понимают и по-своему преломляют, интерпретируют - эти аспекты мы и должны изучать. Ведь сегодня эти многовековые ценности нужно перенести в современность, бережно сохраняя и оберегая их. На первой научной конференции, проходившей в рамках Первого фольклорного фестиваля "Байсун бахори", мы рассматривали аспекты темы "Народное искусство в контексте современной художественной культуры". Ведь сохранившиеся образцы традиционного искусства - это не совсем музейный реликт, который надо прикрыть материей и иногда показывать туристам, а структура, которая влияет на современный художественный процесс, ведь это живое творчество, его надо охранять и одновременно осваивать. Не случайно в рамках фестиваля "Байсун бахори" проходит показ мод. Ведь особенности традиционных вышивок, орнамента вполне могут быть использованы в современном дизайне одежды. Или современная эстрадная музыка вполне может осваивать интересные пласты фольклорной музыки. Это источник для новых творческих идей, художественных находок и т.д. Поэтому то, что делает байсунская научная экспедиция, очень перспективно, поскольку она имеет своей задачей не только выпустить академические труды, но и нацелена на разработку обоснованных рекомендаций по дальнейшему развитию этого края как культурного, так и социального. Наверняка инфраструктура региона со временем будет меняться, и необходимо превращать его и в туристический центр, здесь будет пролегать железнодорожная ветка, возможно, будут строиться предприятия. Все это выливается в экологические проблемы, которые мы планируем рассмотреть в перспективе. Ведь Байсун - это не только историко-этнографический, но еще и экологический заповедник. Это горный район, и сюда практически не проникает другая культура, можно даже сказать, что регион "законсервировался". Здесь представлен фольклор в его аутентичном виде. И в Узбекистане таких мест больше не найдешь, все равно в других "фольклоронасыщенных" зонах чувствуется проникновение городской культуры, исконно народное творчество несколько усредизирует. А Байсунский край к тому же мало изучен, и в нем очень большая концентрация традиционных ремесел, причем это естественный образ жизни народа. Каждая байсунская девушка обязательно вышивает, в любом доме можно увидеть подобное творчество: вышивку, ковроделие.

Однако это не значит, что мы будем изучать только Байсунский регион. Возможно, что, максимально изучив этот край, наша научная экспедиция охватит другие регионы Сурхандарьи: Шерабад, Денау, Шурчи, а потом распространится и на Ферганскую долину, Самарканд... А это зависит прежде всего от содействия негосударственных структур и поддержки со стороны нашего правительства.

Эльвира ХАЛИУЛИНА

Категория: Cтатьи | Добавил: babur (25.04.2010)
Просмотров: 1922 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: